avosurt (avosurt) wrote,
avosurt
avosurt

Categories:

Cкрытое сокровище Arabesque

Я не так давно (в Испании) узнала о существовании такого типа украшения жилища как "арабеска". Смысл ее поэты передавали как "неопределенную вечно продолжающуюся ткань Вселенной".

Арабеска - то самое "скрытое сокровище" в мусульманском искусстве. Зашифрованный путь к постижению высшего знания и совершенной красоты.

Я узнала о нем после посещения Севильского Алькасара. Все фото в этом посте я привезла из Севильи.

'



Арабеска пришла на первый взгляд из стран, захваченных мусульманами в 12-14 веках. Например, южная часть Испании в то время была под влиянием мавров и именно там я увидела дворцы с такими расписными стенами.
Так как изображение живых существ запрещалось Кораном, то воображение художников ограничивалось растительными и геометрическими узорами.




Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Почти все они произошли из правильных фигур — треугольников, пятиугольников, шестиугольников и т. д., рассеянных на поверхности.




Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узоров фактически исключает фон, т.к. один узор вписывается в другой, закрывая поверхность (в то время в Европе это называли - "боязнью пустоты").



Суть в том, что на самом деле вплоть до 18 века украшение зданий не представлялось лишь внешней добавкой. Из Греции вышла система различных типов орнаментов, которые мыслились как смысловая нагрузка, а не внешнее излишество. Смысл этого позднее описали поочередно Кант, Гете и Жак Деррида.



«Рисунки a la grecque - то есть лиственный орнамент на рамках или на обоях это свободная красота природы, а свободная красота независима», — объясняет Кант.
"Различие между арабеской и украшением заключается в том, что первая самодостаточна. В то время как золоченая рама ничего не значит, - арабеска обладает стремлением к значению", писал Деррида.




Когда Гете критиковал классическую архитектуру - за доминирование больших пустых плоскостей, которые «чем дерзновеннее возносятся к небу, тем более однообразны», он находил решение этой проблемы в готике, которая уничтожает плоскость стены и основывается на органических растительных формах. Ту же самую роль выполняет арабеска - она "убивает высоту". Как я писала - я их впервые увидела их во дворце Алькасара (14 век) и удивилась как такие большие объемы зданий могут выглядеть изящными.




В магазине при музее были в том числе простые броши со стилистикой арабески и я их купила себе. Не буду утверждать, что поняла эту идею до конца, но почувствовала что что-то там еще есть за переплетениями узоров... Какая-то нераскрытая тайна.






И нечего больше добавить кроме некоторых изображений от туда же:




Как ни странно - эта часть страны показалась более отвечающей моему представлению о танственной красоте, чем Гауди и Дали в Барселоне. Возможно дело в "скрытых сокровищах" Алькасара и вообще Севильи... о ней я обязательно постараюсь написать еще...



Tags: 2011 поездки, sevilla, spain, дворцы и усадьбы, исторические расследования
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments