avosurt (avosurt) wrote,
avosurt
avosurt

Categories:

Известные города - с точки зрения шпиона: Париж, Франция



Если кто надеется что-нибудь узнать от меня о Париже, советую ему, не теряя времени, купить "Голубой путеводитель".
Там обо всем рассказано - может быть несколько скучновато, зато исчерпывающе.


Мой Париж не имеет ничего общего с тем, что о нем известно из путеводителя, где фигурируют Эйфелева башня, Обелиск, Пале Бурбон, Мадлена и прочие достопримечательности.





Рю де Паради [Райская улица] - длинная и мрачная улица, стиснутая громадами однообразных серых зданий.

Судя по ее виду, человеку едва ли стоило тысячелетия сетовать на то, что его изгнали из рая. Но все же Рю де Паради имеет свою светлую сторону, отличающую ее от сотен других мрачных парижских улиц.




В силу необъяснимых обстоятельств, тут скопилась добрая половина городских магазинов, торгующих фарфором.

Этих магазинов так много и витрины их до такой степени загромождены хрупким товаром, что в вашем воображении невольно вырастает резвый молодой слон, весело разгуливающий по улице из конца в конец.



Спускаюсь почти бегом по девяносто двум ступеням лестницы, чтоб согреться, и выхожу на улицу. Этот апрельский день ветреный и солнечный, но убедиться в том, что на улице солнце, можно, только сильно запрокинув голову, потому что здесь, среди домов, постоянно лежит густая тень, как в колодце.




Даже не по себе становится, как подумаешь, что эта тень залегла тут еще во времена Второй империи.

Операция "Незабудка" начнется не позднее послезавтра. Знаю о предстоящем покушении на жизнь десятков тысяч невинных людей только я - жалкий безоружный одиночка, плетущийся по парижским бульварам под зорким наблюдением трех французских соглядатаев, лишившийся своего передатчика, автомашины, оружия и оставшийся ко всему прочему с несколькими франками в кармане.

Медленно шагая по улице, я без всякого смысла всматриваюсь в витрины ювелирных мастерских, украшенных мелкими монетами, червонцами и таблицами, сообщающими прохожим о курсе турецкой лиры и наполеондора. Иду, почти не ощущая под собою ног, почти не ощущая самого себя, почти не ощущая ничего, кроме тягостного чувства пустоты, безнадежной отрешенности в беспредельном пустом пространстве, где раздаются одинокие шаги человека, которым, быть может, являюсь я сам.


Миновав еще три улицы, тоже пустынные, выхожу к вокзалу Сен-Лазар.




Здесь уже довольно оживленно. Я покупаю в киоске "Фигаро" и засовываю в карман.





Затем вхожу в одно из больших кафе напротив вокзала, сажусь за столик в глубине зала и подзываю кельнера.

- Большой крем и два рожка.

Выложив на стол сигареты со спичками, я развертываю газету. Бои во Вьетнаме, пограничные инциденты на израильско-сирийской границе. Ничего особенного. Небольшое повышение цен на свинину. Я свинины не ем.





Кельнер приносит мой завтрак. Кладу рядом раскрытую газету и принимаюсь за еду.

- Тут свободно?


Ко мне обращается пожилой мужчина с заурядной чиновничьей физиономией, держащий в руке потертый коричневый саквояж. Я подтверждаю кивком головы.


Незнакомец садится, ставит у своих ног саквояж, достает сигареты, закуривает и кладет коробку на стол. По какому-то совпадению он тоже курит зеленые "житан".



- Кофе! - восклицает человек с саквояжем, взмахнув рукой кельнеру.

Потом его внимание привлекает раскрытая газета.

- Разрешите?

Я снова киваю утвердительно. Незнакомец берет газету и погружается в чтение.

Покончив с завтраком, я беру зеленую коробку и закуриваю. Это не моя коробка, моя еще не начата, однако я без особых церемоний сую ее себе в карман.





.... Сдавая меблированную мансардную комнату с импозантным названием "студия" с маленькой кухонькой и совсем крохотной ванной, хозяин расхваливал чудесный вид, открывающийся на цинковые крыши города.





Девяносто две узенькие полуистертые каменные ступеньки ведут из студии на улицу. Сама улица - два ряда прокопченных до черноты фасадов с магазином ортопедических механизмов на углу. За ней вторая - с булочной, бакалейной лавкой, мясным и винным магазинами.

Затем еще две улицы без всяких магазинов.




А дальше уже описанная Рю де Паради, кафе и - здание, где находится Центр.

Вот он каков, мой Париж.

- Надеюсь, не все в Париже так убого, как то, что вы показали мне сегодня?

- Вам бросилось в глаза убожество, видимое с фасада. Но настоящее убожество обычно за фасадом.


(отрывки из книги Богомила Райнова "Господин Никто")

Предыдущие рассказы из этого цикла:
Италия. Венеция.
Швейцария. Берн.
Tags: france, paris, spy, travel, исторические расследования, книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments